Рекомендации по итогам проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями культуры и детскими школами искусств ЯНАО в 2015 году

Приложение № 2

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом департамента культуры

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 31 мая 2016 года № 218

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Общественного совета при департаменте культуры Ямало-Ненецкого автономного округа по итогам проведения независимой оценки качества оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями культуры и искусства, образовательными организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в области культуры и искусства, в Ямало-Ненецком автономном округе за 2015 год

 

В соответствии с решением Общественного совета при департаменте культуры Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Общественный совет, автономный округ) в период с июля 2015 года по май 2016 года осуществлялась независимая оценка качества оказания услуг 119 государственными (муниципальными) организациями культуры и искусства и образовательными организациями, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в области культуры и искусств. В том числе: 5 – государственных учреждений культуры; 36 – муниципальных детских школ искусств (в т.ч. 1 филиал в р-не Лимбя-Яха г. Новый Уренгой Детской школы искусств №4); 23- муниципальных библиотек; 14 – муниципальных музеев; 41 - муниципальных культурно-досуговых учреждений.

По итогам проведения независимой оценки качества оказания услуг государственными (муниципальными) организациями культуры и искусства и образовательными организациями, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в области культуры и искусств, за 2015 год (далее - независимая оценка качества оказания услуг), Общественный совет отмечает следующее:

В автономном округе действует разветвленная сеть учреждений культуры и искусства и образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области культуры и искусств: библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения, школы искусств и государственные учреждения культуры (далее – организации культуры). Данные организации культуры социально востребованы и имеют потенциал для развития.

 

№ п/п

Наименование организации

Уровень удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг организациями (% от максимального значения)

1

Детские школы искусств

99,70

2

Муниципальные библиотеки

99,58

3

ГУК

99,43

4

Муниципальные музеи

99,03

5

Муниципальные культурно-досуговые учреждения

98,21

 

Среднее значение по всем организациям

99,19

 

Средний уровень удовлетворенности населения услугами организаций культуры составляет 99,19 %. Наибольшему уровню удовлетворенности населения услугами соответствуют организации культуры, превысившие средней значение это: муниципальные детские школы искусств (99,7%), муниципальные библиотеки (99,58%), государственные учреждения культуры (99,43%).

По уровню открытости и доступности информации организаций культуры на сайте www.bus.gov.ru выше среднего значения (77,86%) лидируют государственные учреждения (94,29%), школы искусств (85,29%) и муниципальные музеи (78,57%):

 

№ п/п

Наименование организации

Уровень открытости и доступности информации организации культуры на сайте www.bus.gov.ru (% от максимального значения)

1

ГУК

94,29

2

Детские школы искусств

85,29

3

Муниципальные музеи

78,57

4

Муниципальные библиотеки

67,71

5

Муниципальные культурно-досуговые учреждения

63,43

 

Среднее значение по всем организациям

77,86

 

По уровню открытости и доступности информации на официальном сайте организаций культуры отмечается значительное снижение среднего значения показателя, который по автономному округу составляет чуть больше 50% и равен – 57%, что свидетельствует о недостаточной работе организаций культуры по открытости и информированию населения о своей деятельности. Наиболее успешны в данном направлении государственные учреждения культуры (77,5%) и детские школы искусств (72,6%).

Ниже среднего окружного значения по открытости и доступности  информации для населения обнаружили муниципальные библиотечные (46,97%) и культурно-досуговые (37%) учреждения:

 

№ п/п

Наименование организации

Уровень открытости и доступности информации на официальном сайте организации (% от максимального значения)

1

ГУК

77,50

2

Детские школы искусств

72,60

3

Муниципальные музеи

51,19

4

Муниципальные библиотеки

46,97

5

Муниципальные культурно-досуговые учреждения

37,03

 

Среднее значение по всем организациям

57,06

 

По общему уровню оценки качества услуг среднеокружной общий уровень качества выполнения услуг организациями культуры составляет 83,52%. Несколько выше окружного значения показывают результаты оценки деятельности государственных учреждений культуры (92,21%) и детских школ искусств (83,84%), остальные типы организаций (муниципальные музеи, библиотеки и культурно-досуговые учреждения) показывают уровень качества оказываемых услуг ниже среднего значения:

 

№ п/п

Наименование организации

Уровень качества выполнения услуг  (% от максимально значения)

Место в общем рейтинге

1

ГУК

92,21

1

2

Детские школы искусств

83,84

2

3

Муниципальные музеи

82,81

3

4

Муниципальные библиотеки

81,79

4

5

Муниципальные культурно-досуговые учреждения

76,94

5

 

Среднее значение по всем организациям

83,52

 

 

Таким образом, средний показатель удовлетворенности населением услугами организаций культуры (99,19%) значительно превышает среднеокружные показатели открытости и доступности информации об организациях на официальном сайте www.bus.gov.ru  (77,86%) и на собственных официальных сайтах (либо сайтах учредителя) - 57%.

По общему уровню качества оказания услуг по отношению к среднеокружному значению 83,52%, уровень качества оказываемых услуг организациями культуры колеблется незначительно и составляет 77% - 92%.

В этой связи, необходимо отметить высокий общий уровень качества оказания услуг государственными учреждениями культуры и детскими школами искусств.

Вместе с тем, в ходе проведения независимой оценки Общественный совет также отмечает отдельные факторы, препятствующие организациям культуры эффективно вести работу на новом качественном уровне, отвечающим современным запросам населения, на которые требуется обратить особое внимание при разработке плановых прогнозов развития отрасли, как на муниципальном, так и на окружном уровне в целом:

-     отсутствие комфортной среды и современных зданий в сельских территориях, соответствующих стандартам и запросам населения;

-     социально-психологическая неготовность и неприспособленность специалистов культуры к эффективному решению задач профессиональной деятельности в современных условиях в силу недостатка высококвалифицированных кадров;

-     недостаток навыков применения новых технологий в работе с населением, учёта его культурных запросов;

-     отсутствие глубокого осознания требований и задач, выдвинутых современными реалиями к содержанию профессиональной деятельности у специалистов и руководителей муниципальных организациям культуры, особенно в сельских территориях.

По итогам проведенной оценки работа организаций культуры признается Общественным советом – в целом удовлетворительной.

В целях повышения доступности и качества оказываемых услуг организациями культуры, а также совершенствования системы управления отраслью в целом Общественный совет рекомендует организовать работу по следующим приоритетным направлениям:

  1. Разработать мероприятия по внедрению системы мониторинга удовлетворенности потребителей услуг в каждой отдельно взятой организации культуры на регулярной основе в он-лайн режиме и на бумажных носителях. Учитывать уровень удовлетворенности населения при формировании государственных (муниципальных) заданий организациям культуры на очередной год.
  2. Обеспечить перспективное развитие материально-технической базы (далее - МТБ) организаций культуры, оснащение их современным оборудованием. Разработать плановые мероприятия по совершенствования МТБ на средне-срочную перспективу. Для создания необходимого уровня комфортности, отвечающей требованиям современного дизайна и архитектуры, планировать проведение качественных ремонтов в учреждениях культуры и искусства, расположенных в сельской местности и в некоторых городских филиалах библиотек. Активно использовать возможности участия в государственных окружных и федеральных программах софинансирования расходов на модернизацию МТБ.
  3. Разработать мероприятия по обеспечению доступности и открытости организаций культуры, в частности:

-     проработать вопрос о расширении спектра услуг для населения на новом техническом и технологическом уровне, имеющих маркетинговую привлекательность;

-     провести анализ состояния официальных сайтов на предмет соответствия размещаемой информации требованиями федерального законодательства и федеральных нормативных правовых актов. Наличие собственных официальных сайтов - обязательное условия качественного развития учреждения!;

-     обеспечить мероприятия по широкому информированию населения о деятельности организаций культуры в средствах массовой информации, в том числе посредством совершенствования официальных сайтов организаций культуры и информирования населения об оказываемых услугах на сайте;

-     разработать мероприятия по совершенствованию в организациях культуры обратной связи с потребителями услуг путём внедрения системы регистрации, рассмотрения и реагирования на жалобы и предложения посетителей по улучшению работы, в том числе на официальных сайтах организаций культуры.

  1. Учитывая показатели независимой оценки разработать концепции развития культурно-досуговых и библиотечных учреждений на муниципальном и окружном уровне.
  2. Учредителям государственных и муниципальных организаций культуры разработать показатели и форму ежегодного самообследования организаций культуры с публикацией итогов на официальных сайтах организаций культуры и учредителя. Осуществлять систематический контроль за соблюдением показателей, характеризующих доступность и полноту информации об организации и порядке предоставления услуг; комфортности условий, созданных для граждан при оказании услуг.