Резолюция I Арктического культурного форума "Культура как стратегический ресурс развития современного общества"

1-5 апреля 2014 года в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ) в городе Салехарде состоялся I Арктический культурный форум на тему ««Культура как стратегический ресурс развития современного общества». В работе Форума приняли участие свыше 500 человек – это представители органов власти, профессионального сообщества из России, США и Финляндии, общественных, образовательных, научных и творческих организаций.

Форум проходил под знаком Года культуры, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 375. Участники Форума отметили высокий уровень представительства на Форуме, личное участие в нем Губернатора автономного округа Д. Н. Кобылкина.

В рамках Форума прошли заседания секций:

  • «Формирование новых продуктов и услуг в библиотеках ХХI века»;
  • «Профессиональное искусство и начальное профессиональное образование»;
  • «Музеи XXI века: от сотрудничества к сотворчеству»;
  • «Инновационные ресурсы развития культурно-досуговой деятельности»;
  • «Народные художественные промыслы и ремёсла северных территорий в современном культурном пространстве»;
  • «Партнерство как эффективный инструмент сохранения археологического наследия Арктики»;
  • «Управление в сфере культуры».

Участники Форума отметили, что культура уже фактически стала важнейшей сферой экономической деятельности, определяющей характеристикой интенсивно развивающегося региона. Разработанная и утвержденная в 2011 году Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, целью которой является постоянное повышение уровня и качества жизни населения и устойчивое развитие экономики России, определила выбор стратегии развития культуры регионов российского государства, продиктованный необходимостью обеспечения  свободы  творчества  и  прав граждан на участие в культурной жизни и прав граждан на доступ к культурным благам и информационным  ресурсам.

Участники Форума подчеркнули, что именно региональная культурная политика выступает в качестве важнейшего стратегического ресурса развития России в ХХI веке, главной движущей силы инновационной модернизации российского общества и обретения новой национальной идентичности регионов Российской Федерации в условиях глобализации мирового развития.

Подчеркивая уникальность вклада каждого учреждения культуры регионов Российской Федерации в формировании и реализации региональной культурной политики России, участники Форума отмечали необходимость расширения творческого взаимодействия федеральных и региональных органов культуры. Указывалось на необходимость формирования и развития историко-культурных, культурно-туристских и социокультурных кластеров в субъектах Российской Федерации, формирования брендинга территорий, развития въездного и внутреннего туризма, обеспечивающих инновационный имидж, национальную и международную конкурентоспособность регионов России.

Максимальная доступность для граждан культурных благ и информации, состояние профессионального искусства и художественного образования являются основными показателями повышения качества жизни и развития культуры в регионе.

Участники Форума заметили, что назрела жизненно важная необходимость в переоценке взглядов, отношений современного общества на роль и значение культурного ресурса, культуры и искусства в целом, учреждений, которые этим занимаются и особенно системы образования в этой сфере.

Особую значимость на фоне развивающихся рыночных отношений приобретает задача сохранения и развития системы художественного образования, обеспечение условий для получения качественного образования в сфере культуры и искусства, совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества. Реалии сегодняшнего дня требуют внедрения новых технологий и программ обучения, создания системы обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований.

Этого можно достичь, руководствуясь принципами преемственности основного и культурного образования, социально-культурной адаптации детей и молодежи, финансово-экономической самостоятельности учреждений культуры и образования, создания системы непрерывного обучения и переподготовки педагогических кадров в сфере культуры.

Культурное выравнивание муниципальных образований в региональном пространстве, т.е. создание равных условий для доступа к культурным ценностям и реализация права на культурное саморазвитие личности, и формирование единого (целостного) культурного пространства  открывают широкие перспективы для совершенствования региональной и муниципальной инфраструктуры сферы культуры, способствуют повышению уровня культуры жителей поселений, что позволит, в конечном итоге, повысить качество жизни населения регионов России.

В настоящее время государством признана первостепенная роль культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России. В определенной мере это еще более повышает социальную значимость учреждений культуры, которые реализуют особую миссию, заключающуюся в созидании духа отечественной культуры, формировании и укреплении ее ядра.

Возросшая ответственность субъектов Федерации к сохранению и развитию духовности народов, богатства национальных культур воспринимается нами как некий гуманистический акт общецивилизационного характера.

Новая парадигма культурного развития России обозначена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой отдельным блоком прописана национальная безопасность отечественной культуры и определены основные стратегические цели обеспечения национальной безопасности в сфере культуры:

- создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования;

- содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

По итогам обсуждения актуальных проблем и вопросов региональной культурной политики как стратегического ресурса развития современного общества организаторы и участники Форума обращаются с предложениями к федеральным органам власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественным организациям, другим институтам гражданского сообщества, субъектам и участникам формирования и реализации федеральной и региональной культурной политики:

В целях создания условий для повышения качества библиотечного обслуживания населения:

- Разработать концепцию развития библиотечного обслуживания в автономном округе.

- Разработать и внедрить региональную программу поддержки и развития чтения в автономном округе.

- Разработать методические рекомендации по оказанию дополнительных (платных) услуг в государственных, муниципальных библиотеках и библиотеках, входящих в состав культурно-досуговых учреждений.

- В бюджетах всех уровней вести систематическое планирование финансовых средств на повышение квалификации библиотекарей.

- Вести планомерную работу по поддержке совершенствования содержания, организационных форм и методов библиотечной работы путем регулярного проведения окружных конкурсов учреждений библиотечного типа и профессиональных конкурсов работников библиотек.

- Библиотекам региона свои наработки предоставлять для обмена опытом в рамках деятельности Корпоративной библиотечной сети автономного округа.

С целью развития профессионального искусства, обеспечения государственных гарантий равной доступности и повышения качества художественного образования, развития системы поддержки одаренных детей:

- Осуществлять планомерную деятельность по поддержке традиционных и созданию новых территориальных имидж-проектов в сфере культуры и профессионального искусства, направленных на улучшение социально-экономических условий регионов и способствующих повышению качества жизни граждан России.

- Осуществлять планомерные действия по формированию будущей культурной элиты России посредством выявления и поддержки  талантливой молодежи, развивать сетевое взаимодействие с организациями, осуществляющими подобную деятельность.

- Разработать механизм поддержки деятельности малокомплектных детских школ искусств расположенных в сельской местности, в частности рассмотреть возможность создания пилотного проекта «Модельная сельская Детская школа искусств» и его реализацию.

- Руководителям образовательных учреждений активно внедрять в образовательный процесс инновационные программы и проекты направленные на повышение качества образования. Ускорить процесс внедрения в практику работы школ искусств дополнительных предпрофессиональных образовательных программ.

- Рассмотреть возможность создания окружных Центров для одаренных детей на базе ведущих образовательных учреждений региона, являющихся окружными площадками для проведения конкурсных и научно-методических мероприятий для детей и преподавателей.

- Рассмотреть возможность создания на базе окружного Центра для одаренных детей в г. Новый Уренгой дистанционного обучения специалистов-преподавателей в форме Интернет-образования.

С целью развития музеев в XXI веке:

- Музейному сообществу циркумполярных территорий продолжить работу по комплектованию, изучению и презентации музейных коллекций, отражающих как традиционную культуру народов Севера, так и историю промышленного освоения и развития региона.

- Развивать современные методы работы, обращая особое внимание на нематериальное культурное наследие, устную историю и комплектование коллекций по современному периоду.

- Активно внедрять в музейную деятельность современные информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие сохранность музейной информации и доступность музейных коллекций.

- Укреплять связи музеев с местным населением, а также наладить взаимодействие государственных и муниципальных музеев, с одной стороны, и ведомственных музеев, включая школьные музеи, с другой.

- Развивать связи между музеями по всем направлениям музейной деятельности, а также связи музеев с научными, образовательными и творческими организациями, усилив координирующую роль государственных музеев субъектов Российской Федерации.

- Активно использовать музейные материалы при формировании брендов территорий.

- Обеспечить интеграцию региональных музеев Российской Федерации в международную систему музейных, научных и образовательных центров циркумполярных территорий.

С целью продвижения инновационных ресурсов развития культурно-досуговой деятельности:

- Осуществлять творческое партнерство с российским и зарубежным участием по удовлетворению потребностей различных групп населения.

- Активизировать работу по формированию различных типов творческих кластеров.

- Поддержать современное искусство через систему арт-инкубаторов.

- Развивать мобильные формы предоставления культурных услуг в удаленных от центра районах.

С целью сохранения и развития народных художественных промыслов и ремёсел северных территорий в современном культурном пространстве:

- Предусмотреть возможность заключения Соглашений о сотрудничестве в сфере народных художественных промыслов и ремесел с центрами ремесел циркумполярного региона и содействовать расширению сети Домов, Центров ремесел в субъектах Российской Федерации.

- Начать работу по разработке и внедрению в образовательный процесс практических мастер-классов для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования автономного округа.

- Организовать непрерывный процесс повышения профессионального мастерства художников по изготовлению сувенирной продукции, соответствующей критериям ямальского сувенира.

- Содействовать созданию регионального Интернет-портала сувенирной продукции и организовать работу по созданию каталогов сувенирной продукции автономного округа.

- Рекомендовать Художественно-экспертному Совету по народным художественным промыслам автономного округа организовать работу комиссии по оценке качества творческих работ и сувениров и разработать Положение о Знаке «Сделано на Ямале» с определением условий безвозмездной его выдачи.

- Предусматривать в рамках бюджетов муниципального и регионального уровней поддержку малого и среднего предпринимательства в части создания и реализации ремесленных и сувенирных изделий.

Учитывая развитие туризма, возросшую значимость укрепления имиджа Арктических территорий, участники форума рекомендуют художникам, мастерам и производителям сувенирных изделий:

- Учитывать исторические, национально-культурные особенности региона и изготавливать продукцию, соответствующую критериям северного (ямальского) сувенира.

- Принимать активное участие в международных и межрегиональных туристических выставках-ярмарках, выставках сувенирной продукции местных мастеров, национальных праздниках и мероприятиях этнокультурной направленности.

В целях сохранения археологического наследия Арктики и усиления взаимодействия всех вовлеченных в этот процесс заинтересованных лиц:

- Считать необходимым проведение на постоянной основе совместных мероприятий археологов, органов охраны памятников и правоохранительных органов с целью организации взаимодействия правоохранительных, контролирующих, научных учреждений для эффективного выявления нарушений и их предотвращения, в том числе путем:

а). Проведения совместных семинаров и профилактических мероприятий;

б). Издания полиграфической продукции и информационных роликов, организации телефона доверия;

в). Разработки совместных планов и программ по борьбе с незаконными археологическими раскопками и их реализации;

г). Привлечения к совместным мероприятиям представителей общественности, коренных малочисленных народов Севера, поисковых отрядов, казачьих объединений;

д). Незамедлительного сообщения лицами, которым стало известно о фактах продажи артефактов или повреждении памятников несанкционированными раскопками в органы охраны памятников и правоохранительные органы.

- Осуществлять популяризацию специалистами-археологами и органами охраны памятников археологического знания с точки зрения его культурной и исторической ценности для общества.

- Поддержать инициативу создания окружного научно-методического совета по вопросам сохранения и изучения историко-культурного наследия с целью оперативного решения вопросов по их государственной охране и формированию мероприятий профильных государственных программ.

- Считать эффективной реализацию программы развития научной деятельности автономного округа в области археологии и программы по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия автономного округа и поддержать целесообразность их дальнейшей реализации.

- Предложения об усовершенствовании  законодательства, в том числе по процедуре и порядку проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, направить в Законодательное Собрание автономного округа для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

- Направить в Министерство культуры Российской Федерации резолюцию форума с предложениями о необходимости:

а). Выработки единого подхода к процедуре проведения историко-культурной экспертизы земельных участков и необходимости конкретизации порядка проведения историко-культурной экспертизы земельных участков;

б). Активизации регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации археологических памятников;

в). Установления информационных надписей и обозначений только на объекты археологического наследия, которые находятся в зонах туристических маршрутов и в черте населенных пунктов;

г). О целесообразности внесения изменений в законодательство, предусматривающих меры по упрощению порядка внесения информации об объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

д). Разработки методических рекомендаций по проведению историко-культурных исследований, обосновывающих проекты зон охраны объектов археологического наследия и по определению стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы.

Участники Форума решили:

- Продолжить работу по привлечению субъектов циркумполярного региона в реализуемые на их территориях проекты в сфере культуры и искусства.

- Направить итоговый документ в Правительство автономного округа, отраслевые органы субъектов Российской Федерации, принявших участие в Форуме, для оказания содействия практическому осуществлению принятых решений и информировать заинтересованные организации о результатах работы Форума.

- Опубликовать материалы Форума и представить к ознакомлению широкому культурному сообществу в автономном округе и иных регионов Российской Федерации на официальном сайте департамента культуры автономного округа.

- Одобрить положительный опыт проведения данного мероприятия и провести в 2016 году II Арктический культурный форум в автономном округе.

- Выразить особую благодарность Правительству автономного округа, департаменту культуры и государственным учреждениям культуры автономного округа за подготовку и проведение Форума.

В заключение участники Форума выражают убеждение в том, что, только объединяя усилия, в максимальной степени используя накопленные организациями культуры северных территорий исторические и культурные богатства, можно рассматривать культуру как стратегический ресурс развития современного общества и гарант плодотворного содружества народов Ямала, России, Арктики.