Резолюция II Арктического культурного форума «Кадровый потенциал культуры Ямала: новый взгляд»

Attachments:
Download this file (РЕЗОЛЮЦИЯ II АКФ+.pdf)скачать[Резолюция II Арктического культурного форума «Кадровый потенциал культуры Ямала: новый взгляд»]197 Kb
16 октября 2016 г.    г. Новый Уренгой

14 – 17 октября 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ), в городе Новом Уренгое, состоялся II Арктический культурный форум на тему «Кадровый потенциал культуры Ямала: новый взгляд». В работе форума приняли участие свыше 400 человек: представители органов власти, профессионального сообщества, общественных, образовательных, научных и творческих организаций России.

Форум проходил под знаком Года российского кино в Российской Федерации, провозглашённого Президентом России В. В. Путиным, и Года молодёжных инициатив, объявленного губернатором автономного округа Д. Н. Кобылкиным в 2016 году. Участники мероприятия отметили высокий уровень представительства на форуме и личное участие в нём заместителя губернатора автономного округа Т. В. Бучковой.

В рамках форума прошли заседания шести секций:

«Новые технологии и форматы работы с населением. Инновационный подход к организации и проведению мероприятий»;

«Информационная политика в учреждениях культуры: формирование капитала публичности»;

«Музей в современном социокультурном пространстве»;

«Концептуальные модели современной библиотеки»;

«Кластерные технологии как одна из форм развития ремесленничества в автономном округе»;

«Роль государственной историко-культурной экспертизы в стратегическом планировании освоения Арктики».

Участники отметили, что тема нынешнего форума стала логическим продолжением работы I Арктического культурного форума, проложившего вектор от модернизации инфраструктуры до кадрового потенциала региона. Разработанная и утверждённая в 2011 году Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, целью которой является постоянное повышение уровня и качества жизни населения и устойчивое развитие экономики России, определила стратегию развития культуры регионов и данный выбор форума.

Участники также отметили особую актуальность вопросов кадрового обеспечения организаций культуры, повышения компетентности работников культуры, активное использование ими новейших технологий, специальных знаний и опыта в основной деятельности.

В ходе работы участники подчеркнули, что жители автономного округа по-прежнему предпочитают проводить досуг в учреждениях культуры (домах культуры, библиотеках, музеях). Отмечается повышенное требование у населения к качеству и разнообразию услуг, удовлетворяющих запросы разновозрастной аудитории и различных социальных групп. Происходит усиление конкурентного поля в связи с появлением негосударственных производителей культурных благ, предоставляющих населению современные культурные услуги. Наблюдается кадровый дефицит в учреждениях по современным управленческим компетенциям (дизайн, маркетинг, связи с общественностью и т. п.).

Участники форума подтверждают необходимость и актуальность развития информационной политики в организациях культуры и искусства. В этом видится не только укрепление имиджа организаций и транслирование их ценностей и традиций, но и вывод деятельности организаций в широкий социальный контекст. В то же время работа и профессиональные коммуникации в социальных медиа являются важным инструментом для развития кадрового потенциала и профессионального роста всех специалистов учреждений.

Кроме того, социальные изменения, информатизация общества, внедрение новых коммуникационных технологий оказывают влияние на деятельность учреждений культуры, включая библиотеки. Процессы, происходящие в современном обществе, заставляют менять не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.

Участники форума также считают приоритетным принцип презумпции сохранения культурного наследия Арктики при любой намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе с целью документального подтверждения наличия у Российской Федерации прав на Арктическую зону, эффективного экономического развития, исключения ситуаций, когда хозяйственно-экономическое освоение идёт вразрез с требованиями по сохранению объектов культурного наследия.

По итогам обсуждения актуальных проблем и вопросов культурной политики организаторы и участники форума обращаются с предложениями к органам государственной власти и местного самоуправления, общественным организациям, другим институтам гражданского сообщества, субъектам и участникам формирования и реализации федеральной и региональной культурной политики:

 

в целях реализации новых форматов и технологий работы с населением в организациях культуры автономного округа:

- организовать работу по повышению компетентности руководителей и специалистов учреждений в части знакомства с современными региональными и российскими культурными практиками;

- пересмотреть предоставление культурных услуг в пользу внедрения принципов многофункциональности пространств, ухода от узкопрофильности услуг, расширения сопутствующих сервисов (организация свободного книгообмена, установка автоматов с напитками и питанием, возможность организации точек доступа к беспроводному Интернету), организации и оборудования общественных пространств, в том числе с возможностью работы (коворкинги и т. д.);

- создавать современные форматы мероприятий;

- внедрять и использовать новые технологии в работе учреждений культуры посредством активизации информационно-маркетинговой политики, разработки единого фирменного стиля для учреждений культурно-досугового типа (стандарты оформления полиграфической продукции и т. п.), проведения независимой оценки качества оказания услуг и мониторинга результатов, расширения электронных сервисов (бронирование и оплата билетов, абонементов);

- обеспечить развитие современной культурной жизни за счёт устойчивого взаимодействия учреждений культуры с творческими бизнесами и социально ориентированными организациями;

- обеспечить открытость культурной инфраструктуры к инициативам населения (для удовлетворения запроса на творческое самовыражение и самореализацию), возможностям неформального общения и коммуникации как внутри определённых культурных сообществ и групп, так и между ними;

- организовать конкурсы для учреждений культуры, реализующих партнёрские проекты с творческими и социально ориентированными организациями, по увеличению разнообразия и доступности качественных услуг и расширению участия населения в культурной жизни;

 

в целях развития информационной политики в организациях культуры и искусства автономного округа:

- активно использовать возможности автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры (АИС «ЕИПСК»)» и социальных медиа, создавать и продвигать собственные интернет-сайты, используя региональный и российский опыт;

- применять разнообразные стратегии продвижения в информационной среде, в том числе через решение маркетинговых задач, нацеленных на стимулирование потребления государственных услуг в сфере культуры, и создание вокруг информационного представительства лояльного сообщества пользователей;

- использовать разнообразные возможности для выстраивания тесных взаимосвязей с представителями региональных (муниципальных) СМИ, в том числе с региональными представительствами агрегаторов новостных каналов, представителями местных информационных сообществ в социальных медиа и профессиональных порталах;

- организовать обучение представителей учреждений культуры работе со СМИ, обеспечить возможность повышения квалификации специалистов учреждений культуры, ответственных за ведение сайтов и официальных представительств учреждений в социальных медиа;

- обеспечить поддержку инновационных проектов в области информационных технологий, реализуемых подведомственными организациями;

- создать региональную рабочую группу по продвижению культуры Ямало-Ненецкого автономного округа в информационной среде с привлечением экспертного сообщества и представителей всех муниципальных образований;

- рекомендовать создавать в муниципальных образованиях рабочие группы по взаимодействию представителей учреждений культуры и СМИ для поиска наиболее интересных форматов по освещению культурных событий на местном уровне;

- направить в Министерство культуры Российской Федерации резолюцию форума с предложениями о необходимости:

а) при дальнейшем развитии АИС «ЕИПСК» разработать дополнительный функционал создания механизма по учёту охвата аудитории, которая познакомилась с опубликованными материалами на порталах партнёров;

б) поручить АИС «ЕИПСК» инициировать со своей стороны выстраивание партнёрских взаимоотношений с региональными и федеральными информационными ресурсами, собирающими информацию о событиях в сфере культуры, которым предоставляют информацию о своей деятельности большое количество организаций культуры, с целью снижения нагрузки на сотрудников учреждений культуры и повышения эффективности предоставления информации;

 

с целью развития музеев:

- музейному сообществу автономного округа продолжить работу над популяризацией культурно-исторического наследия путём внедрения и активного использования инновационных форм экспозиционной деятельности, расширения спектра передвижных и обменных выставочных проектов; увеличивать количество партнёрских проектов с муниципальными музеями автономного округа, с региональными и федеральными музеями Российской Федерации, а также зарубежья;

- в соответствии с положениями Стратегии государственной культурной политики совершенствовать и развивать успешно зарекомендовавшие себя формы и методы работы по патриотическому воспитанию граждан с учётом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан;

- укреплять межведомственное, межотраслевое взаимодействие и общественно-государственное партнёрство в целях развития научного и методического сопровождения патриотического воспитания граждан;

- организовать комплексную поэтапную работу регионального межмузейного всеобуча как гаранта повышения профессионального уровня музейных специалистов;

 

в целях обеспечения государственных гарантий и создания условий для повышения качества библиотечного обслуживания населения:

- принять меры по сохранению сети библиотек в автономном округе;

- разработать положение о порядке проведения аудита соответствия библиотеки статусу «модельная»;

- определить перспективы развития сельской библиотеки до статуса модельной;

- выработать перспективные виды библиотечных услуг, конкурентных в городской среде;

- транслировать полученный теоретический и практический опыт организации внутреннего пространства библиотечных учреждений с учётом требований стандартов и пользователей на другие библиотеки региона;

- применять новые формы переподготовки библиотечных специалистов, основываясь на предложенном опыте специалистов из России (дистанционное профессиональное образование, тренинги);

- библиотекам региона свои наработки предоставлять для обмена опытом в рамках деятельности Корпоративной библиотечной сети Ямало-Ненецкого автономного округа;

 

в целях развития ремесленничества и народных художественных промыслов:

- создавать в муниципальных образованиях кластерные системы в области культуры, ремесленничества и туризма. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел» обеспечить разработку методических рекомендаций по проектированию и реализации кластерных моделей в сфере ремесленничества на территории автономного округа;

- способствовать созданию и развитию этнографических комплексов, музеев, площадок с целью популяризации традиционных для округа ремёсел, обычаев и культуры;

- рекомендовать органам местного самоуправления организовать деятельность торговых точек по реализации ремесленной и сувенирной продукции на базе учреждений культуры;

- привлекать волонтёров для проведения культурно-массовых мероприятий в сфере ремесленничества, использовать социальные сети для реализации технологий краудсорсинга (привлечение новых идей) и фандрайзинга (привлечение средств) в сфере ремесленничества;

- расширять спектр программ дополнительного образования по ремесленным видам деятельности, особенно для детей и подростков, а также лиц «третьего возраста». Активнее использовать имеющийся опыт организации передвижных мастер-классов и выставок декоративно-прикладного искусства и художественных ремёсел;

 

в целях повышения роли государственной историко-культурной экспертизы в стратегическом планировании освоения Арктики:

- проектным организациям в обязательном порядке предусматривать историко-культурные изыскания на стадии подготовки инженерных изысканий;

- учитывая неравномерность распространения объектов культурного наследия на территории Арктики, большие территории, малопригодные для проживания человека, проводить зонирование территории по степени вероятности обнаружения объектов с целью определения мест для дальнейшего выборочного натурного обследования;

- экспертам, археологам при проведении экспертизы земельных участков в случае обнаружения выявленных объектов археологического наследия предоставлять в региональный орган охраны информацию об обнаруженном объекте с максимально точным определением границ его территории, учитывающую распространение культурного слоя, в целях своевременного планирования мероприятий по их сохранности региональным органом охраны и проектной организацией;

- в целях наиболее эффективного планирования развития территорий автономного округа, создания информационной базы представлять в региональный орган охраны объектов культурного наследия электронные версии слоёв, содержащих информацию о контурах натурного обследования;

- археологам, экспертам и иным заинтересованным лицам принимать более активное участие в обсуждении размещённых на интернет-ресурсах заключений государственной историко-культурной экспертизы с целью всестороннего изучения представленных выводов, исключения субъективности и выработки предложений о согласии или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы;

- направить в Министерство культуры Российской Федерации резолюцию форума с предложениями о необходимости внесения изменений в законодательство:

а) по выработке единого подхода к процедуре проведения историко-культурной экспертизы земельных участков и необходимости конкретизации порядка проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, документации, обосновывающей наличие или отсутствие объектов культурного наследия на осваиваемой территории, требований к составу документов, являющихся основанием для принятия решения, объёму исследований;

б) об установлении информационных надписей и обозначений только на объекты археологического наследия, которые находятся в зонах туристических маршрутов и в черте населённых пунктов;

в) в целях корреляции норм Земельного кодекса, Градостроительного кодекса с законодательством об объектах культурного наследия определить случаи отказа уполномоченными органами предоставления земельных участков, лесных участков без заключения об отсутствии объектов культурного наследия;

г) учитывая, что сведения об объектах археологического наследия являются, с одной стороны, информацией ограниченного распространения, а с другой стороны, данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инициировать изменения, предусматривающие запрет отображения сведений об объектах археологии на публичной кадастровой карте;

- одобрить положительный опыт проведения данного мероприятия и необходимость его внедрения в практику проведения межрегиональных мероприятий по актуальным вопросам охраны объектов культурного наследия.

 

Участники форума решили:

- направить итоговый документ в Министерство культуры Российской Федерации, правительство автономного округа для оказания содействия практическому осуществлению принятых решений и информировать заинтересованные организации о результатах работы форума;

- опубликовать материалы форума и представить к ознакомлению широкому культурному сообществу на официальном сайте департамента культуры автономного округа;

- одобрить положительный опыт проведения данного мероприятия и провести в 2018 году III Арктический культурный форум в автономном округе;

- выразить особую благодарность правительству автономного округа, департаменту культуры и государственным учреждениям культуры автономного округа за подготовку и проведение форума.

 

В заключение участники форума выражают убеждение в том, что, только объединяя усилия, в максимальной степени используя накопленные исторические и культурные богатства, кадровые ресурсы, можно рассматривать организации культуры как современные центры притяжения, формирующие прогрессивное и просвещённое государство, способное принести его гражданам успех и процветание.