Резолюция III Арктического культурного форума "Культура участия - культура будущего"

Attachments:
Download this file (Резолюция АКФ. 2018.pdf)скачать[Резолюция III Арктического культурного форума]207 Kb

РЕЗОЛЮЦИЯ

III Арктического культурного форума

«Культура участия – культура будущего»

28 марта 2018 г.   г. Салехард

 

26 – 29 марта 2018 года в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ), в городе Салехарде, состоялся III Арктический культурный форум на тему «Культура участия – культура будущего». В работе форума приняли участие свыше 400 человек: представители органов власти, профессионального сообщества, общественных, образовательных, научных и творческих организаций Ямало-Ненецкого автономного округа и регионов России: Республики Коми, Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

Форум проходил под знаком Года добровольца (волонтёра) в Российской Федерации, провозглашённого Президентом России В. В. Путиным, и Года социальной ответственности, объявленного губернатором автономного округа Д. Н. Кобылкиным в 2018 году. Участники мероприятия отметили высокий уровень представительства на форуме и личное участие в нём заместителя губернатора автономного округа Т. В. Бучковой.

В рамках форума прошли заседания четырёх секций:

- «Стратегическая сессия для руководителей образовательных организаций «Школа искусств – новый формат»;

- «Современный музей – изобретатель ценностей места»;

- «Общедоступная библиотека в формировании социокультурной среды»;

- «Культурные центры будущего».

Участники отметили, что тема нынешнего форума стала логическим продолжением работы I и II Арктического культурного форума, проложивших вектор от модернизации инфраструктуры и развития кадрового потенциала до изменений в деятельности учреждений культуры с учётом интересов граждан и их непосредственного участия в культурном процессе. Разработанная и утверждённая в 2011 году Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, целью которой является постоянное повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое развитие экономики России, определила стратегию развития культуры регионов и данный выбор форума.

В ходе работы форума участники подчеркнули, что основное целевое назначение учреждений культуры – обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, на обеспечение доступа к лучшим достижениям и практикам в сфере культуры и искусства, а также обеспечение творческой самореализации каждого жителя.

Участники отметили ряд важных задач и вызовов, стоящих перед организациями в сфере культуры и органами власти. Прежде всего, это запрос граждан на мобильность образовательных и культурных практик. Развитие новых форм и предложений, в том числе междисциплинарного характера. Необходимость тесной работы учреждений культуры с населением, активного привлечения современных каналов распространения информации, налаживания обратной связи. Кроме того, это потребность в развитии профессиональных качеств работников культуры. Создание центров компетенций – лабораторий музейного, библиотечного, культурно-досугового проектирования.

В ходе работы участники подчеркнули, что культурно-досуговая деятельность должна учитывать запрос аудитории на интеллектуальное развитие и наращивание социального капитала. Запрос на междисциплинарность знаний, размывание и стирание границ между образовательными и развлекательными форматами диктуют необходимость расширения перечня предложений и включения в них новых просветительских форматов работы (дискуссионные киноклубы, вечерние школы для взрослых, мастер-классы по предпринимательству и др.) и новых тем (творческое предпринимательство, современные цифровые технологии, современное искусство и др.). Участники форума указали на необходимость пересмотреть и развить такую концепцию культурно-массовых мероприятий и групповой работы, когда будет совмещаться формат виртуального и живого общения с активным использованием цифровых технологий и личных коммуникаций.

Участники форума единогласно выразили убеждение в том, что, только объединяя усилия, опираясь на опыт работы с музейным предметом и учитывая условия современности, актуализирующие проблемы интерпретации, открытия и изобретения ценностей, современный музей может стать требуемым центром культурного развития территории, вовлечения её жителей в создание уникального образа места. Именно житель-созидатель оказывается сегодня ответственным за уникальность своей территории – города, посёлка. Цель современной культуры не только изучать и открывать ценности, а именно изобретать их. Участники музейной секции в ходе совместной работы убедились, что этот процесс музеям под силу, так как современный мир ставит перед музеями задачу быть смысловыми центрами территории.

Участники форума отмечают, что происходящие в обществе изменения являются мощными факторами развития современных библиотек. Они в значительной степени влияют на выбор миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, развитию персонала и библиотечных технологий, модернизации традиционных и освоению новых направлений деятельности. Преобразования в библиотечной сфере затрагивают не только технологические изменения, но и образ мышления библиотечных работников, нашедших в себе силы понять и принять настоящее время и обновиться самим. В профессиональном сознании с новой силой проявляются инициатива и творческий потенциал, способствующий укреплению имиджа библиотеки и её репутации как важнейшего социального института.

Всеми участниками отмечена необходимость внедрения новых форм и методов в обслуживании пользователей библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений, расширения спектра сервисных услуг.

Участники форума подтверждают необходимость обновления творческого образования. Среди причин таких изменений – новые запросы граждан, в том числе их потребность в гибком творческом образовании и многообразии услуг. Творчество и креативность сегодня являются общемировым трендом. Именно ДШИ в уникальной отечественной системе дополнительного образования способны сегодня представить работу в этом направлении, эффективность которой зависит от обновления образовательного процесса. Данные обновления возможны, в том числе с помощью получения новых знаний, использования современных технологий, грамотного планирования, тесной работы с аудиторией и привлечения внебюджетных источников финансирования.

Экспертами форума были определены проблемные зоны функционирования школ искусств: отсутствие единых подходов в организации деятельности школ искусств (формировании целей, задач, материально-технического оснащения); нет сбалансированного перечня образовательных услуг с долевым распределением платных и бесплатных услуг, предпрофессиональных и общеобразовательных программ (спектр последних очень узок и не отвечает современным потребностям).

Также в деятельности данного типа организаций отсутствуют современные информационные, в том числе электронные, ресурсы для успешной организации образовательных и творческих процессов, ограничен доступ к сети Интернет. В социальных сетях работа с потребителями услуг не отлажена по причине недостатка компетенций у специалистов. В школах мало реализуются творческие и образовательные проекты по вовлечению разновозрастных граждан в получение услуг в области творчества. Диагностика эффектов реализации образовательных программ, создание информационно-методических проектов осуществляется преподавателями «вручную», мониторинговые процессы образования внутри организаций не автоматизированы, компьютерные места для работы преподавателям не предоставляются. Отсутствуют системные проекты по работе с молодыми специалистами школ, по развитию инклюзивного образования, нет интеграции лучших практик на уровне округа с целью их совершенствования и дальнейшего применения.

По итогам обсуждения актуальных проблем и вопросов культурной политики организаторы и участники форума обращаются с предложениями к органам государственной власти и местного самоуправления, общественным организациям, другим институтам гражданского общества, субъектам и участникам формирования и реализации федеральной и региональной культурной политики:

 

c целью успешного развития творческого образования в автономном округе:

- департаменту культуры автономного округа совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере культуры, и руководителями школ искусств разработать современную модель-проект «Новое творческое образование Ямала», предусмотрев современные требования и задачи к творческому образованию, единой финансовой модели ДШИ, организации деятельности школ искусств, отвечающие ожиданиям населения и современным подходам в воспитании и обучении детей. Все эти подходы должны быть направлены на обретение юным гражданином особых компетенций и творческих знаний, которые в дальнейшем влияютне только на его раннее профессиональное определение, но и на развитие, эмоциональный интеллект и психологическую устойчивость, становление успешной личности и благополучного гражданина;

- органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере культуры, совместно с руководителями школ искусств по итогам участия в стратегической сессии подготовить заявки для участия в конкурсном отборе на реализацию мероприятий государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014 – 2020 годы» на 2019 год и направить заявки в адрес департамента культуры автономного округа до 10 мая 2018 года;

 

в целях реализации новых форматов и технологий работы с населением в культурно-досуговых учреждениях автономного округа:

- развивать стандарты предоставления культурных услуг посредством внедрения принципов многофункциональности пространств, ухода от узкопрофильности услуг, расширения сопутствующих сервисов;

- создавать межкультурные проекты, призванные популяризировать и адаптировать культурные традиции коренных малочисленных народов Севера в современном социокультурном контексте;

- обеспечить культивацию маркетингового подхода при выстраивании работы с корпоративным сектором для обеспечения финансовой устойчивости учреждения и создания условий для качественного развития спектра услуг;

- провести изучение и систематизацию текущих практик работы на различных территориях с учётом их особенностей, а также досуговых практик жителей, их запросов и интересов с учётом возрастных групп и территориальности;

- создать базу лучших действующих практик и реализованных проектов, организовать программу активного обмена опытом, содействовать поощрению наставничества между учреждениями внутри региона;

- разработать новые «типовые» досуговые предложения для каждого типа аудитории, рассмотрев возможность создания распределённого центра развития компетенций и внедрения лучших практик работы в сфере культуры;

- организовать работу по повышению компетентности руководителей и специалистов учреждений в части знакомства с современными региональными и российскими культурными практиками;

 

с целью развития музеев:

- признать наследие особым сегментом ресурсов экономической жизни Арктического региона (историческая недвижимость, ресурсы культурного туризма, центры социальной хозяйственной активности);

- выявлять уникальные образы музея в соответствии с ценностями места. Создавать и развивать на их основе кластеры экономики культуры;

- осуществлять деятельность по разработке стратегии развития (комплектования, интерпретации, презентации) в связи с необходимостью осуществлять капитализацию наследия и его конвертируемость в мировом медийном пространстве;

- признать ГБУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского» (далее – ГБУ «МВК») центром стратегических инициатив, лабораторией музейного экспериментирования для музеев российского Арктического региона;

- ррассмотреть идею создания при ГБУ «МВК» центра современного музейного развития, занимающегося распространением знаний и практик по актуальным музейным проблемам (хранение, учёт, выставочная деятельность, проектная деятельность);

 

в целях обеспечения государственных гарантий и создания условий для повышения качества библиотечного обслуживания населения:

- принять меры по сохранению сети библиотек в автономном округе;

- обеспечить условия соблюдения Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки в библиотеках региона;

- активизировать участие библиотек муниципальных образований в проекте «Новая библиотека Ямала»;

- продолжить работу по формированию сводных региональных библиотечных ресурсов на корпоративном информационно-библиотечном портале автономного округа;

- обратить внимание библиотек региона на необходимость расширения использования социального партнёрства, в том числе культурного добровольчества (волонтёрства);

- принять меры для разработки и внедрения в практику деятельности библиотек региона имиджевых сетевых проектов, брендовых событийных мероприятий, направленных на привлечение к чтению;

- в бюджетах всех уровней осуществлять систематическое планирование финансовых средств на повышение квалификации библиотечных работников;

- вести планомерную работу по совершенствованию системы профессионального развития библиотечных специалистов на основе современных образовательных технологий, в том числе путём участия в профессиональных конкурсах работников библиотек различных уровней;

- библиотекам региона предоставлять свои наработки для обмена опытом, размещения на корпоративном информационно-библиотечном портале автономного округа;

- обсуждение поднятых тем и проблем выносить на ежегодные совещания руководителей библиотек.

 

Участники форума решили:

- направить итоговый документ в Министерство культуры Российской Федерации, правительство автономного округа для оказания содействия практическому осуществлению принятых решений и информировать заинтересованные организации о результатах работы форума;

- опубликовать резолюцию форума и представить к ознакомлению широкому культурному сообществу на официальном сайте департамента культуры автономного округа;

- одобрить положительный опыт проведения данного мероприятия и провести в 2020 году IV Арктический культурный форум в автономном округе;

- выразить особую благодарность правительству автономного округа, департаменту культуры и государственным учреждениям культуры автономного округа за подготовку и проведение форума.

 

В заключение участники форума выражают убеждение в том, что, только объединяя усилия, учитывая потребности и интересы общества, увлекая его представителей в совместные творческие и культурные процессы, можно рассматривать организации культуры как современные центры притяжения, места комфорта, интеллектуального и культурного развития.